Автомобильная промышленность СССР и России
Сейчас модно сравнивать многие экономические показатели между Советским Союзом и современной Россией. Давайте сравним степень автомобилизации и производственные показатели автомобильной промышленности в СССР и Российской Федерации.
Автомобильная промышленность СССР
Советская автомобильная промышленность начала позитивно развиваться в середине 20-х годов прошлого века. К началу войны в СССР действовали три крупных завода. ЗИС в Москве, ГАЗ в Горьком и ЯГАЗ в Ярославле. В 1940 году в СССР было произведено 145 500 автомобилей. Более того, большинство из них были грузовиками.
С тех пор производство автомобилей увеличивалось с каждым годом. В 1950 году в СССР было произведено 362 900 автомобилей, из которых 64 600 были легковыми. Следует отметить, что предубеждение против грузовиков сохранялось до середины 1970-х годов. В 1980 году в стране было произведено два миллиона 199 000 автомобилей, в том числе один миллион 327 000. Например, в том же году в Японии было произведено 11 миллионов автомобилей, в США — 8 миллионов, в Германии — 3,88 миллиона, во Франции — 3,4 миллиона. Таким образом, в то время СССР занимал пятое место в мире по объему производства.
Вершина могущества автомобильной промышленности Советского Союза пришлась на 1985 год. С тех пор в стране было произведено два миллиона 247 000 автомобилей, из них один миллион 322 000. В дальнейшем следует отметить, что этот показатель фактически достигнут в современной России.
Наконец, в 1990 году советская автомобильная промышленность выпустила 2 млн. автомобилей, из которых 1,2 млн. были легковыми.
Автомобильная промышленность России
После распада Советского Союза его автомобильная промышленность была разделена на несколько стран. Его крупнейшие центры находились в России, Украине и Беларуси. И все они пострадали от серьезного системного кризиса.
В 1995 году в России было произведено около 1 миллиона автомобилей, из которых 835 000 были легковыми. С тех пор началась активная автомобилизация страны. Но это произошло не только за счет отечественных автомобильных компаний. Иностранные компании активно вытесняли российские компании с рынка. Кроме того, в Российскую Федерацию в большом количестве поступали поддержанные иномарки. В 2001 году АЗЛК, некогда крупнейший автомобильный завод в СССР, был закрыт, так как больше не мог выдерживать конкуренцию. В 2002 году на всех российских заводах было произведено 1 225 000 автомобилей, в то же время в Россию было импортировано около полумиллиона подержанных автомобилей. Ситуация грозила обернуться катастрофой.
16 июля 2002 года был издан судьбоносный для отечественного автопрома указ «О концепции развития российского автопрома». Она должна была предусмотреть меры по поддержке российских автомобильных компаний, а также ввести защитные меры против иностранных автомобилей. В то время это решение подверглось резкой критике. Тем не менее, это позволило отечественной автомобильной промышленности сохранить устойчивость и привлечь иностранные инвестиции. С тех пор в России было построено несколько автомобильных заводов крупных иностранных компаний, включая Ford, Toyota, Renault и Volkswagen.
В 2012 году, через десять лет после начала реализации концепции, российские заводы выпустили 2 миллиона 233 000 автомобилей, что несколько ниже аналогичных советских показателей 1985 года. Тем не менее, справедливости ради следует отметить, что в последующие кризисные годы производство снижалось, достигнув в 2016 году дна в 1,3 млн автомобилей. Однако ситуация постепенно улучшается. В 2019 году в Российской Федерации было собрано 1,72 млн автомобилей. А в прошлом году страна заняла десятое место в мире по производству автомобилей.
После распада СССР наша страна унаследовала 14 автомобильных заводов. АЗЛК, ЗИЛ, КЗКТ и УАМЗ (Амур) прекратили работу. Кроме того, 11 иностранных компаний, работающих сегодня в России, производят автомобили на собственных автозаводах или в партнерстве с российскими компаниями.
Автомобилизация СССР и России
Количество произведенных автомобилей говорит о силе отечественной автомобильной промышленности, но как насчет автомобилизации населения? Здесь Советский Союз безоговорочно побежден Российской Федерацией.
До распада СССР в стране насчитывалось 17 миллионов автомобилей, из которых 8,9 миллиона приходилось на РСФСР. Таким образом, в целом по стране на 1 000 советских граждан приходилось 59 автомобилей. В РФСР этот показатель был чуть выше 60 автомобилей на 1 000 человек. Лучше всего ситуация была в странах Балтии: в Эстонии — 138/1000, Литве — 122/1000; хуже всего — в Молдове — 40/1000.
Для сравнения, в России в настоящее время насчитывается 45 миллионов автомобилей, в среднем 309 автомобилей на 1 000 жителей.