Автомобильная промышленность СССР и России

Сейчас модно сравнивать многие экономические показатели между Советским Союзом и современной Россией. Давайте сравним степень автомобилизации и производственные показатели автомобильной промышленности в СССР и Российской Федерации.

Автомобильная промышленность СССР

Советская автомобильная промышленность начала позитивно развиваться в середине 20-х годов прошлого века. К началу войны в СССР действовали три крупных завода. ЗИС в Москве, ГАЗ в Горьком и ЯГАЗ в Ярославле. В 1940 году в СССР было произведено 145 500 автомобилей. Более того, большинство из них были грузовиками.

С тех пор производство автомобилей увеличивалось с каждым годом. В 1950 году в СССР было произведено 362 900 автомобилей, из которых 64 600 были легковыми. Следует отметить, что предубеждение против грузовиков сохранялось до середины 1970-х годов. В 1980 году в стране было произведено два миллиона 199 000 автомобилей, в том числе один миллион 327 000. Например, в том же году в Японии было произведено 11 миллионов автомобилей, в США — 8 миллионов, в Германии — 3,88 миллиона, во Франции — 3,4 миллиона. Таким образом, в то время СССР занимал пятое место в мире по объему производства.

Советская автомобильная промышленность.

Вершина могущества автомобильной промышленности Советского Союза пришлась на 1985 год. С тех пор в стране было произведено два миллиона 247 000 автомобилей, из них один миллион 322 000. В дальнейшем следует отметить, что этот показатель фактически достигнут в современной России.

Наконец, в 1990 году советская автомобильная промышленность выпустила 2 млн. автомобилей, из которых 1,2 млн. были легковыми.

Автомобильная промышленность России

Сборка автомобиля Lada Granta

После распада Советского Союза его автомобильная промышленность была разделена на несколько стран. Его крупнейшие центры находились в России, Украине и Беларуси. И все они пострадали от серьезного системного кризиса.

В 1995 году в России было произведено около 1 миллиона автомобилей, из которых 835 000 были легковыми. С тех пор началась активная автомобилизация страны. Но это произошло не только за счет отечественных автомобильных компаний. Иностранные компании активно вытесняли российские компании с рынка. Кроме того, в Российскую Федерацию в большом количестве поступали поддержанные иномарки. В 2001 году АЗЛК, некогда крупнейший автомобильный завод в СССР, был закрыт, так как больше не мог выдерживать конкуренцию. В 2002 году на всех российских заводах было произведено 1 225 000 автомобилей, в то же время в Россию было импортировано около полумиллиона подержанных автомобилей. Ситуация грозила обернуться катастрофой.

Автомобильная промышленность в России

16 июля 2002 года был издан судьбоносный для отечественного автопрома указ «О концепции развития российского автопрома». Она должна была предусмотреть меры по поддержке российских автомобильных компаний, а также ввести защитные меры против иностранных автомобилей. В то время это решение подверглось резкой критике. Тем не менее, это позволило отечественной автомобильной промышленности сохранить устойчивость и привлечь иностранные инвестиции. С тех пор в России было построено несколько автомобильных заводов крупных иностранных компаний, включая Ford, Toyota, Renault и Volkswagen.

В 2012 году, через десять лет после начала реализации концепции, российские заводы выпустили 2 миллиона 233 000 автомобилей, что несколько ниже аналогичных советских показателей 1985 года. Тем не менее, справедливости ради следует отметить, что в последующие кризисные годы производство снижалось, достигнув в 2016 году дна в 1,3 млн автомобилей. Однако ситуация постепенно улучшается. В 2019 году в Российской Федерации было собрано 1,72 млн автомобилей. А в прошлом году страна заняла десятое место в мире по производству автомобилей.

После распада СССР наша страна унаследовала 14 автомобильных заводов. АЗЛК, ЗИЛ, КЗКТ и УАМЗ (Амур) прекратили работу. Кроме того, 11 иностранных компаний, работающих сегодня в России, производят автомобили на собственных автозаводах или в партнерстве с российскими компаниями.

Автомобилизация СССР и России

Автостоянки в СССР

Количество произведенных автомобилей говорит о силе отечественной автомобильной промышленности, но как насчет автомобилизации населения? Здесь Советский Союз безоговорочно побежден Российской Федерацией.

До распада СССР в стране насчитывалось 17 миллионов автомобилей, из которых 8,9 миллиона приходилось на РСФСР. Таким образом, в целом по стране на 1 000 советских граждан приходилось 59 автомобилей. В РФСР этот показатель был чуть выше 60 автомобилей на 1 000 человек. Лучше всего ситуация была в странах Балтии: в Эстонии — 138/1000, Литве — 122/1000; хуже всего — в Молдове — 40/1000.

Для сравнения, в России в настоящее время насчитывается 45 миллионов автомобилей, в среднем 309 автомобилей на 1 000 жителей.

Колёса страны советов Фильм 5 Направления вместо дорог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»