Пятница , 24 мая 2024

ЗИЛ-135П «Дельфин»: опытная амфибия Московского автозавода

Этот уникальный грузовик-амфибия побил множество мировых рекордов и решал самые сложные транспортные задачи, но так и не пошел в производство. Поэтически названный ЗИЛ-135п был разработан инженерами СКБ ЗИЛ в начале 1960-х годов.

Конструкция ЗИЛ-135П

Советская Армия рассмотрела вопрос о приобретении гибкой амфибийно-транспортной машины вскоре после окончания войны. Они создавали такие автомобили, как легкий ГАЗ-46, а позднее ЗИС-485. Однако им требовался автомобиль-амфибия, который мог бы перевозить еще больший вес и иметь лучшую устойчивость на воде. Они решили обратиться к легендарному В.А. Грачеву на его московский автозавод.

Компания начала работу в 1961 году на базе удлиненного полноприводного шасси ЗИЛ-135К. Кроме того, гусеницу пришлось увеличить на 200 мм до 2,5 метров, чтобы вместить огромные тела будущих амфибий. Кроме того, эксперты детально изучили компоновку ЗИЛ-135К и перенесли оба двигателя в заднюю часть платформы. В результате гребные винты приводятся в движение непосредственно от ножки коленчатого вала каждого двигателя. Движения колес были выполнены в соответствии с классической компоновкой серии 135.

Корпус амфибии из стекловолокна был разработан для обеспечения высокого уровня летной годности. Поэтому еще на ранней стадии проектирования модель корпуса прошла гидродинамические испытания в ЦНИИ Крылова. Он был построен на ЗИЛ-135п, самой быстрой колесной машине-амфибии в мире, с летной годностью 4 степени, что является беспрецедентным в этой категории.

Советский дельфин-амфибия.

В передней части ЗИЛ-135п находилась трехместная кабина с панорамным обзором. Сразу за ним находилась площадка для посадки 22 человек или 5 тонн груза. В кормовой части находилось машинное отделение с двумя двигателями ЗИЛ-375ИА мощностью 180 л.с. каждый. ЗИЛ-135п не имел ни рамы, ни подвески. Компактная рама была несущей, а плавность хода обеспечивалась высокоэластичными шинами диаметром 20 дюймов.

Испытания и закрытие проекта

ЗИЛ-135П Дельфин

После испытательного маршрута по Москве-реке амфибия была отправлена на ходовые испытания в Калининградскую область. В октябре 1965 года ЗИЛ-135п впервые появился в море. Интересно, что военные моряки, чьи испытания проводились на этой машине, очень пренебрегали ею. Однако ЗИЛ-135п оказался лучшим. Автомобиль-амфибия смог уйти в море на пять баллов, удивив скептиков. Кроме того, дельфины могли отплывать от берега на расстояние до 15 см.

Дельфин ЗИЛ во время испытаний

Осенние испытания наглядно продемонстрировали потенциал амфибий для работы над проектом. Однако, к сожалению, ненадолго. В 1969 году работы были прекращены. Официальными причинами были недостаток производственных мощностей и высокая стоимость неофициальной конечной техники. Однако опыт производства грузовиков ЗИЛ-135П пригодился для серии амфибийных ПЭУ-1.

Опытные Вездеходы ЗиЛ [ АВТО СССР ]

Смотрите также

ПКЦ-1, ШН-67 и ГАЗ-47АМА: нетрадиционные вездеходы ЗИЛ

В середине 1960-х годов СКБ ЗИЛ завершило испытания экспериментального вездехода ЗИЛ-Э167. Несмотря на невероятную проходимость, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *