Руссо-Балт: первые серийные российские автомобили

Отличные результаты, достигнутые автомобилями Lusso Baltic в пробегах и гонках в России и победы в зарубежных соревнованиях, наглядно демонстрируют многочисленные преимущества российских автомобилей Baltic. Они прошли испытания — одним словом, выросли на родной почве.

Рекламная брошюра «Вагоны русских и балтийских заводов» 1913 года.

Сейчас трудно представить, но почти век назад российские автомобили были не менее иностранными. Они ценились за высокое качество, выносливость и отличные технические характеристики. До революции в нашей стране существовало множество автомобильных марок, самой известной из которых была «Руссо-Балтика». Это неудивительно, ведь вагоны российских и прибалтийских вагоностроительных заводов были первыми отечественными автомобилями.

Первые шаги

Российская империя, как и многие другие промышленно развитые страны, была готова к развитию собственной автомобильной промышленности. Интерес к этому виду техники начал расти после того, как в конце 19 века в Россию пришли первые импортные автомобили. Уже в 1896 году два инженера Петр Александрович Фрезе и Евгений Александрович Яковлев построили первый русский автомобиль. Это было четырехколесное транспортное средство с одноцилиндровым четырехтактным бензиновым двигателем мощностью менее 2 л.с. Трансмиссия состояла из ремня со шкивами, хотя задняя передача отсутствовала. Ходовая часть во многом напоминала конный экипаж — деревянные колеса с пружинными подвесками и механическими тормозами. Конструктивно автомобили «Яковлев Фриз» были не хуже импортных конкурентов в виде того же Mercedes Benz или Panhard Levasseur. Однако из-за безвременной смерти Яковлева серийное производство автомобилей с инженерами в Санкт-Петербурге так и не было налажено.

Тем не менее, темпы роста российских автомобилей постепенно увеличивались. Многие компании пробовали свои силы в создании автомобилей, в основном это были мастерские для экипажей и велосипедные заводы. Крупные промышленники относились к автомобилям довольно настороженно, учитывая, что они были больше похожи на игрушки, чем на серьезные транспортные средства. Тем временем внутренний спрос удовлетворялся за счет импортных машин. Если в 1901 году в Российскую империю было завезено всего 44 автомобиля, то через шесть лет их было уже более 500. Кроме того, активно импортировались двигатели, трансмиссии и другие комплектующие, на основе которых в России собиралось небольшое количество автомобилей.

Руссо-Балт

Русский Балтийский вагоностроительный завод

Первую основательную попытку наладить производство вагонов на основе отечественных комплектующих предпринял Русский Балтийский Вагонный Завод (РБВЗ). Вопреки своему названию, довольно крупное предприятие выпускало не только железнодорожные вагоны различного назначения, но и теплоходы, трамваи, промышленное мороженое и сельскохозяйственные орудия в мелочах. Завод имел репутацию производителя очень качественной продукции, продажи которой осуществлялись не только в России, но и за рубежом. Тем не менее, подвижной состав по-прежнему был основной статьей дохода РБВЗ, но после окончания японской войны спрос на него резко снизился. Надеясь сохранить производственные мощности и рабочие места, правление завода решило организовать выпуск автомобилей. К счастью, спрос на них постоянно растет.

В 1908 году на заводе было создано автомобильное отделение с собственным конструкторским отделом и испытательной лабораторией. Общее руководство взял на себя инженер Иван Александрович Фрязиновский, а бельгийский инженер Джулиан Поттер, работавший в Fond du Fond, был приглашен на должность главного конструктора.

Руссо-Балт С24/30 и К12/15

C24-30

27 мая 1909 года RBVZ выпустил свой первый серийный пассажирский автомобиль. Его дизайн соответствовал самым передовым тенденциям в автомобильной промышленности того времени. Автомобиль имел колесную базу 3160 мм и колею 1360 мм. Подвеска была представлена прочной цилиндрической рамой с зависимой рессорной подвеской. Спереди располагался четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель с рабочим объемом 4,5 литра. Расчетная мощность двигателя составляла 24 л.с., а фактическая — 30 л.с. — Эти показатели фактически сформировали название модели. Трехступенчатая коробка передач располагалась отдельно от двигателя, на специальном подрамнике в середине автомобиля. Крутящий момент от него передавался на задние колеса через карданный вал. Картер двигателя и коробки передач были отлиты из алюминиевого сплава, а шестерни и колеса вращались на шарикоподшипниках. Как и большинство автомобилей того времени, Руссо-Балт С24 / 30 имел механический ручной тормоз, который действовал на барабан заднего колеса.

Рижский автомобильный завод выпускал небольшое количество автомобилей. Первая серия включала три автомобиля C24/30. Один из них был испытан в море по маршруту Рига — Санкт-Петербург летом 1909 года, пройдя около 600 миль без единой поломки. В то же время Lusso Baltic показал очень хорошие динамические данные, развив максимальную скорость 70 км/ч. Кроме того, испытатели отметили комфортную езду автомобиля и отличную проходимость, которых всегда было в избытке на дорогах Российской империи. Действительно, Lusso Baltic изначально проектировался с расчетом на суровую российскую эксплуатацию, что выгодно отличает его от зарубежных конкурентов.

Тело Рэндалла.

После успешного начала производства, российский Балтийский завод начал расширять свой модельный ряд. В том же 1909 году завод освоил производство новой модели K12/15 с колесной базой 2655 мм и 2,2-литровым двигателем. На шасси автомобилей серий C и K компания RBVZ устанавливала открытые кузова (Double Phaeton и Torpedo, а также закрытые кузова Randall и Limousine) со складными мягкими верхними крышами. В качестве альтернативы покупатели могли приобрести только шасси и заказать кузов по индивидуальному проекту в сторонних ателье. В то время это было обычным делом.

Спортивные успехи

Русско-Балтийское ралли Монте-Карло 1912 год

В целях рекламы и формирования имиджа компания Lusso Balz регулярно принимала участие в спортивных соревнованиях. Так, специально для гонок в 1911 году на РБВЗ был построен спортивный автомобиль Руссо-Балт С24 / 55 с 5-литровым двигателем мощностью 55 л.с. и поршни из алюминиевого сплава (!). Этот гоночный автомобиль развивал скорость 130 км/ч, что было очень впечатляюще для того времени. В 1912 году C24/55 участвовал в ралли Монте-Карло под руководством Андрея Платоновича Нагеля, аристократа, который популяризировал автоспорт в России. Он вышел из Санкт-Петербурга 31 декабря 1911 года (устарел) и достиг Монако через Псков, Ригу, Страсбург и Леон (всего 3257 км). Кроме того, он прибыл первым. При этом учитывается, что у российского экипажа был самый длинный маршрут, часть которого проходила по очень суровым зимним дорогам.

Руссо-Балт Монако

Среди конкурентов Росси-Балта были такие известные европейские компании, как Rolls-Royce, Mercedes, Peugeot и Renault. Из них 58 автомобилей редко добирались до финиша. Примечательно, что отечественные автомобили прошли маршрут без серьезных поломок. По этой причине организаторы ралли присудили Руссо первый приз за надежность. Тем не менее, в общем зачете наш экипаж занял лишь девятое место. Почему? На самом деле, судьи, обслуживающие интересы западных компаний, ввели неоднозначные категории, такие как внешний вид, комфорт салона и количество перевозимого багажа. В целом, самый «важный» критерий для спортивных автомобилей — российские автомобили — получил самые низкие оценки.

Тем не менее, это был несомненный успех. Руссо Бартез говорил не только в Европе, но и на родине. А по прибытии в Россию царь наградил А. Нагеля орденом Святой Анны III степени. Кроме того, Королевский гараж приобрел несколько автомобилей Rousseau Barth — возможно, лучшая реклама для RBVZ.

Осенью 1912 года еще одна громкая победа русских вагонов Балтийского вагоностроительного завода. На этот раз на «Ралли в Сан-Себастьяне». Два российских экипажа под руководством А. Нагеля и А. Эфрона стартовали из Москвы в Испанию. Успешно преодолев 4250 км, гонщики финишировали на подиуме на втором и третьем месте.

Заказы для Военного ведомства

Руссо-Балт 1913

Между тем, продажи автомобилей на гражданском рынке были важной, но все же не основной статьей дохода автомобильного подразделения РБВЗ. На самом деле, Lusso Balta настолько дорог, что не каждый, даже состоятельные имперские граждане, могут себе его позволить. В среднем российские автомобили были дороже импортных. Например, заводской кузов дубль-фатона russo-balt c24/30 стоил 7800 рублей (цены 1913 года). Для сравнения, зарплата рабочего в то время составляла около 25 рублей в месяц, а служащего — 88 рублей в месяц. Однако в начале XX века автомобили везде были очень дорогими, и Российская империя не была исключением.

Руссо-Балт M24-35

В результате российский Балтийский завод оказался зависим от государственных заказов. Военное ведомство высоко ценило Hardy Lusso Baltic, и первые поставки в армию начались в 1912 году. Перед началом Первой мировой войны государство стало основным потребителем автомобилей РБВЗ. По сути, армия приобрела слегка модернизированный C24/30, который стал первым автомобилем RBVZ, поставленным в армию. В конструкцию автомобиля были внесены следующие изменения Бытовой карбюратор был заменен на более экономичный французский, появился дополнительный бензобак и увеличенный радиатор в системе охлаждения. Автомобиль поставлялся с защитным торпедообразным открытым кузовом. С осени 1912 года RBVZ начал с небольшой серии грузовиков, которые должны были быть построены. Впоследствии основные типы включали 1,5- и 3-тонные грузовики с бензиновыми двигателями мощностью 30-40 л.с.

Недолгий век

K12-20

Несмотря на стабильные государственные заказы, российский завод «Балкон» не игнорировал частный рынок, в том числе и зарубежный. Пресса вела активную рекламную компанию, устраивались автомобильные выставки и презентации. Однако тогда, как и сейчас, существовали серьезные предрассудки, связанные с отечественной продукцией. Во многих случаях более состоятельные покупатели предпочитали импортные автомобили, которых в Российской империи было представлено в то время огромное количество. Тем не менее, благодаря спортивным успехам «Руссо-Балта» и активной патриотической работе Российской автомобильной ассоциации в империи, ситуация постепенно менялась.

С началом Первой мировой войны RBVZ по-прежнему производил автомобили, большинство из которых отправлялось в армию. Это продолжалось до 14 июля 1915 года, после чего завод был эвакуирован в различные города России. Производство автомобилей было частично перенесено в Москву. Там в июле 1917 года начал работу второй автомобильный завод «Руссо Барт», который даже успел выпустить еще несколько автомобилей. Однако в следующем году он был национализирован и переименован в первый государственный бронетанковый завод.

Русский Балтийский вагоностроительный завод

Доподлинно неизвестно, сколько машин под маркой Russo-Balt ему удалось выпустить. Различные источники приводят разные данные, но большинство историков считают, что около 600-1200 автомобилей. В 1915 году Форд выпустил лишь значительно меньше 30 000 автомобилей Model T. Тем не менее, ориентируясь на европейских автопроизводителей высшего эшелона, годовой выпуск был очень сопоставим и исчислялся несколькими сотнями единиц. Как бы то ни было, после всех послереволюционных взлетов и падений Марк Руссо Бартез вошел в историю. Мы надеемся, что это не навсегда.

Руссо-Балт: корень российской автопромышленности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»