Очень перспективный дизельный двигатель Ваз-343 должен был сойти с производства в 2000-х годах. К сожалению, по разным причинам этого так и не произошло.
В конце 1980-х годов специалисты Волжского автозавода создали 1,5-литровый дизельный двигатель ВАЗ-341. На его базе завод решил создать целую серию двигателей в различных кубах и кубатурах. Так, двигатели с увеличенным до 1,8 литра объемом получили индекс ВАЗ-343 и турбированную версию ВАЗ-3431.
Базовый двигатель
На ВАЗ-341 устанавливался 1,45-литровый дизельный двигатель мощностью всего 53 л.с. В 1988 году двигатель прошел приемочные испытания и был готов к производству. Однако развал страны помешал планированию, и проект был отложен до лучших времен.
В 1995 году двигателем заинтересовался завод «Барнаултрансмаш». Поэтому совместно с тольяттинскими инженерами двигатель был немного модернизирован. Специалисты увеличили кубатуру до 1,52 литра, оптимизировали фазы газораспределения и отрегулировали топливную систему. В 1999 году в Барнауле началось производство малых двигателей.
ВАЗ-343 для Жигулей и Нивы
В 2002 году должно было начаться производство двигателя ВАЗ-343. Он базировался на двигателе 341 с увеличенной кубатурой за счет увеличенного диаметра цилиндра (до 82 мм). В остальном они были идентичны.
В результате мощность двигателя увеличилась до 63 л.с., а крутящий момент — до 114 нм. Установка нагнетателя Namiturbocharger также увеличила мощность до 75 л.с. и крутящий момент до 147 нм. Впоследствии был установлен интеркулер, что благоприятно сказалось на сроке службы двигателя.
Успешные испытания и перспективы
Для испытаний ВАЗ-2104 получил атмосферные ВАЗ-343 и ВАЗ-21315 Нива А ВАЗ-3431 с турбонаддувом. Машина уверенно стояла в ручье. В частности, двигатель NIVA, турбокомпрессор которого начинал работать при 1800 об/мин в минуту, благоприятно повлиял на динамику автомобиля. Кроме того, двигатель отличался очень мягким аппетитом. Например, «четверка» потребляла не более 6 литров на 100 километров, Нива 8. Однако серийное производство не было начато.
На это было несколько причин. Прежде всего, это был низкий интерес Волжского автозавода. Руководство компании не ожидало большого спроса на двигатели, поэтому инвестировать в производство было нецелесообразно. Во-вторых, грубый дизайн и множество детских проблем.
В 2003 году «Барнаултрансмаш» выпустил новейший двигатель ВАЗ-341 с закрытым вазовским дизелем.