Zuk: история легких грузовиков из Польши

Взяв курс на социалистическое развитие, Польша в значительной степени находилась под руководством «старшего брата» — Советского Союза. Однако, в отличие от Советского Союза, в ГДК было много частных ферм, которым требовались легкие коммерческие грузовики. В нашей стране также существовал спрос на такие грузовики, но не в сельскохозяйственном секторе, а в сфере торговли и бытового обслуживания. Для удовлетворения этого спроса в середине 1950-х годов поляки организовали производство грузовиков под названием Zuk.

Zuk A-03

Два польских производителя автомобилей — NYSA из Люблина и FSD (Fabryka samochodow dostawczych) из FSC (Fabryka Samochodow Ciezarowych) — одновременно начали разработку легких грузовиков. Грузовики базировались на одной раме, но обычно имели разное назначение. Компания NYSA предназначила Zuk для городской жизни и утилиты с упрощенным сельскохозяйственным дизайном.

Зук А-03.

Первый прототип FSC Zuk A-03 был построен в 1957 году. Это был вагонный автомобиль кабинного типа с задней дверью на двигателе. Благодаря компактным боковинам кузова грузовая зона не выступала за пределы кабины, а высота загрузки составляла всего 600 мм. Автомобиль базировался на оригинальной раме с подвеской, настроенной на Warszawa M-20, авторизованной копии Pobeda. Остальное оборудование состояло из карбюраторного двигателя мощностью 52 л.с., 3-ступенчатой коробки передач, сцепления и тормозной системы. Полезная нагрузка автомобиля составляла 900 кг, что соответствовало разрыву между Warszawa 200p (пикап на базе Warszawa M-20) и 2,5-тонным грузовиком Lublin 51 (также известным как Gaz-51).

Польский жук-грузовик.

В 1958 году ZUK A-03 был представлен на выставке в Познани, где грузовик вызвал значительный интерес. Успех грузовика не вызывал сомнений, и через год началось его серийное производство. Вскоре к базовому пикапу добавились другие версии: Zuk A-05 Metal Truck и Zuk A-09 с плоской тележкой и тремя откидными бортами.

Zuk A-13

FSC ZUC A-06

Lublin Trucks пользовались постоянным спросом у покупателей: в 1960 году завод выпустил 3144 экземпляра, а в 1965 году — уже 8621. В 1966 году на «жука» поставили модернизированный клапанный двигатель с головкой и мощностью 70 л.с. Максимальная скорость этого двигателя теперь составляла 95 км/ч. В результате грузовики были переименованы из Zuk A-03 в Zuk A-13, а фургоны получили названия Zuk A-06 и Flat Carrot Truck-Zuk A-11.

Грузовики Zuk активно экспортировались, в основном в Восточную Европу. Со временем поставки осуществлялись в Египет, Иран, Грецию и, конечно же, в СССР. Ритмическая традиция производится в нашей стране с начала 1970-х годов, ежегодный экспорт достигает 7,5 000 жуков. В Советском Союзе польские грузовики Zukus были находкой, наряду с грузовиками NYSA, поскольку советские автопроизводители не выпускали такие автомобили.

FSC Zuk A-07

Zukas оказались очень требовательными и долговечными автомобилями. Опять же, они были довольно старыми, но хорошо знакомыми нашим ремонтникам. Недостатком было плохое рулевое управление и неэффективная тормозная система, что неудивительно, учитывая возраст рамы.

Новые заводы RAF и ERAZ начали работать, но импорт польских грузовиков продолжался до 1991 года. В новой демократической Польше жуки выпускались до 1998 года. По официальным данным, было произведено 587500 автомобилей.

Жук польский ретро грузовик. ZUK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»